Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий
разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные
особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности
вменения ребенку какой-либо ответственности
за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста
конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения
образовательной программы в виде целевых ориентиров.
К целевым
ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры
образования в раннем
возрасте.
-
ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует
с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
-
использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки,
расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится
проявлять самостоятельность в бытовом и игровом
поведении;
-
владеет активной
речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает
речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
-
стремится
к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия
взрослого;
-
проявляет интерес
к сверстникам; наблюдает
за их действиями и подражает им;
-
проявляет интерес
к стихам, песням и сказкам,
рассматриванию картинки, стремится
двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения
культуры и искусства;
-
у
ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды
движения (бег, лазанье, перешагивание и
пр.).
Целевые ориентиры
на этапе завершения дошкольного образования.
-
ребенок
обладает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении,
конструировании и других видах детской
активности. Способен выбирать
себе род занятий, участников по совместной деятельности;
-
ребенок
положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и
чувства других, сопереживать неудачам
и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство
веры в себя, старается
разрешать конфликты;
-
ребенок обладает
воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет
разными формами и видами игры, различает условную
и реальную ситуации, следует игровым правилам;
-
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания,
использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах, у ребенка и складываются предпосылки грамотности;
-
у
ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными
произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
-
ребенок
способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
-
ребенок
проявляет ответственность за начатое дело;
-
ребенок
проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать,
строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о
себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с
произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики,
истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания
и умения в различных видах деятельности.
-
ребенок
обладает качествами свободной личности: самостоятелен, способен делать
осознанный выбор, планировать свою деятельность.
-
ребенок
владеет коммуникативной культурой общения, в том в конфликтных ситуациях.
Степень
реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту
перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у
разных детей в силу различий в
условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.