Положение о взаимодействии ДОУ с семьями воспитанников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17 «Алёнушка»
Принято
на Педагогическом совете
МБДОУ № 17
протокол № 1 от 30.08.2022 г.

Положение
о взаимодействии с семьями воспитанников
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад № 17 «Алёнушка»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о взаимодействии с семьями воспитанников
МБДОУ № 17 (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным
законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" в
редакции от 25 июля 2022 года, Федеральным государственным стандартом
дошкольного образования, утверждённым приказом Минобрнауки России
№1155 от 17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Приказом
Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования», Семейным Кодексом Российской Федерации и
Уставом Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 17 «Алёнушка» (далее - ДОО, Учреждение).
1.2. Данное Положение является локальным нормативным актом ДОО и
вводится в целях организации новых форм работы с родителями (законными
представителями) детей, вовлечения их в единое пространство детского
развития в дошкольном образовательном учреждении, вовлечения родителей
(законных представителей) в единое пространство детского развития.
1.3. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат
сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги дошкольного
образовательного учреждения.
1.4. Настоящее Положение определяет концептуальные основы
взаимодействия педагогов и родителей, направления, цели, задачи, принципы,
механизмы и направления совместной деятельности для обеспечения
комплексного подхода к формированию ценностных ориентиров у

воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
1.5. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы
взаимодействия с семьями воспитанников, критерии оценки эффективности
работы дошкольного образовательного учреждения с семьёй, документацию,
регламентирует контроль осуществления взаимодействия.
1.6. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в
рабочее время.
2. Основные направления, цели и задачи работы
2.1. Основные направления работы:
работа с работниками ДОО по организации взаимодействия с семьёй,
ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями
(законными представителями) воспитанников;
повышение
педагогической
культуры
родителей
(законных
представителей) воспитанников и формирование традиций семейной культуры;
изучение опыта семьи с целью выяснения её возможностей в области
формирования ценностных ориентиров;
вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в
деятельность дошкольного образовательного учреждения, совместная работа по
обмену опытом.
2.2. Цели взаимодействия:
создание условий для участия родителей (законных представителей) в
образовательной
деятельности
и
поддержка
родителей
(законных
представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, а также
вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;
сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и
педагогов дошкольного образовательного учреждения;
формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.
2.3. Основные задачи работы:
организация сотрудничества дошкольного образовательного учреждения
с семьёй;
установление партнерских отношений с семьёй каждого воспитанника
дошкольного образовательного учреждения;
создание
атмосферы
взаимопонимания,
общности
интересов,
эмоциональной взаимной поддержки;
оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании
детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в
развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений
их развития;
взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями)

воспитанников по вопросам образования ребёнка, непосредственного
вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством
создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
осуществление консультативной поддержки родителей (законных
представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том
числе инклюзивного образования (в случае его организации)
активизация и обогащение воспитательных умений родителей (законных
представителей) воспитанников, поддержка их уверенности в собственных
педагогических возможностях;
выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание
ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения
воспитанников ДОО к традиционной культуре;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей;
выявление эффективных форм сотрудничества с родителями
(законными представителями) воспитанников и повышение эффективности
взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базиса
личностной культуры детей;
гармонизация детско - родительских взаимоотношений, оказание
помощи в организации семейного досуга;
повышение правовой грамотности родителей (законных представителей)
воспитанников в области защиты прав и достоинств ребёнка;
повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры
родителей
(законных
представителей)
воспитанников
по
всем
фундаментальным основам воспитания: физического, социально коммуникативного, художественно - эстетического, познавательного, речевого,
технического развития детей;
создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом,
установления дружеских взаимоотношений семей.
3. Основные принципы работы ДОУ
3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного
образовательного учреждения с семьями воспитанников строится в
соответствии с принципами.
3.2. Основные принципы работы дошкольного образовательного
учреждения:
принцип
гуманизации,
предполагает
установление
подлинно
человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе «ДОО –

семья»;
принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей
семей воспитанников, а также создания управляемой системы форм и методов
индивидуального взаимодействия;
принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями
семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный процесс
обучения, воспитания и развития ребёнка.
принцип непрерывности преемственности между дошкольным
образовательным учреждением и семьёй воспитанника на всех ступенях
обучения;
принцип психологической комфортности заключается в снятии всех
стрессовых факторов воспитательно-образовательной деятельности, в создании
в ДОО эмоционально-благоприятной атмосферы;
принцип доступности (каждый желающий может участвовать в
мероприятиях, коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного
образовательного учреждения);
принцип доброжелательности всех участников содружества;
принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания
образовательной программы дошкольного образовательного учреждения не
допускается никакого принуждения).
принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта,
красота, познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических ценностей,
идеалов художественного вкуса и творческой самореализации, приобщение
детей и их семей к традиционной культуре;
принцип организации развивающего взаимодействия детей со
взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и
одновозрастном коллективах);
принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных
представителей) воспитанников ДОО на осуществление ведущей роли в
воспитании и образовании ребёнка и понимания неизбежной субъективности
точки зрения педагогического работника;
принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики
ненасилия».
4. Организация работы
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОО
с семьями воспитанников на учебный год, который утверждает Педагогический
совет дошкольного образовательного учреждения. Его содержание
определяется задачами, стоящими перед ДОО и конкретными условиями
работы.

4.2. Организация взаимодействия дошкольного образовательного
учреждения и семьи предполагает следующие этапы работы:
изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию
детей;
группировка семей по принципу возможности их нравственного
потенциала для воспитания своего ребёнка, других детей группы;
составление программы совместных действий педагога и родителей
(законных представителей);
анализ промежуточных и конечных результатов их совместной
воспитательной деятельности.
4.3. Требования к организации взаимодействия ДОО и семьи:
целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение
конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей
воспитанников);
планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное
усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход в
формировании системы ценностных ориентиров и развитию личности ребёнка);
конкретный и дифференцированный подход (учёт различия в системе
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или
религии ценностей).
4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации
взаимодействия ДОО и семьи:
сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией
работы со всеми родителями (законными представителями) группы;
взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными
представителями) воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
одновременное влияние на родителей (законных представителей) и
детей, позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения;
обеспечение в работе с родителями (законными представителями)
определенной
последовательности,
системы
согласования
личных,
индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей;
учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста
родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на
основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры;
ценностно - ориентированный характер взаимоотношений работников
дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными
представителями) воспитанников: доверие во взаимоотношениях между
педагогами и родителями;
соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям
(законным представителям) воспитанников дошкольного образовательного

учреждения.
4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
посещение семей на дому;
анкетирование;
наглядная пропаганда педагогических знаний;
родительские собрания (показ занятий - бесед, обсуждение увиденного и
ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок,
раздача памяток по теме собрания); консультации, инструктажи, папкипередвижки; семинары - практикумы; презентации опыта работы;
дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной
деятельности);
круглые столы;
деловые игры;
тренинги;
почта доверия;
семейные проекты;
творческие проекты;
тематические выставки художественного творчества, фестивали,
конкурсы;
вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая
информация по самым разнообразным вопросам, в том числе и по
формированию ценностных установок детей);
совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли
клубы выходного дня.
4.6. Организация методической работы с педагогами:
семинары - практикумы, консультации для педагогов (подготовка и
проведение родительских собраний, повышение активности родителей и
формирование ценностно - ориентированного общения детей и взрослых в
семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению
нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики
воспитания и обучения детей).
4.7. Методы и приёмы сотрудничества ДОО с семьей:
методы активизации: выявление и формирование запроса родителей,
поиск форм и методов реализации, корректировки;
методы организации совместной деятельности (планирование,
организация и контроль);
методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка,
коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка).
5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОО и семьи

5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех
участников образовательных отношений в дошкольном образовательном
учреждении, формирование партнерского сообщества работников, детей и их
родителей (законных представителей) воспитанников.
5.2. Условия внутреннего взаимодействия:
создание в ДОО атмосферы общности интересов педагогических
работников и родителей (законных представителей) воспитанников, их
эмоциональной взаимной поддержки;
переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с
назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических
возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга;
соблюдение принципа
единства
воспитательных
воздействий
дошкольного образовательного учреждения и семьи;
тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей)
воспитанников на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании
ребёнка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога.
5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и
педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения с
общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой,
дворцом культуры, детской школой искусств, другими социальными
партнерами.
6. Обязательства ДОО в рамках взаимодействия с семьями
воспитанников
6.1.
Информировать
родителей
(законных
представителей)
воспитанников и общественность относительно целей дошкольного
образования, общих для всего образовательного пространства Российской
Федерации, а также основной образовательной программы дошкольного
образования, и не только семьи, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённых
в образовательную деятельность.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3.Создавать условия для участия родителей (законных представителей)
воспитанников в образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании
детей, охране и укреплении их здоровья.
6.5.Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов
совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по

поиску,
использованию
материалов,
обеспечивающих
реализацию
образовательной программы дошкольного образования, в том числе в
информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными
представителями) воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией.
7. Критерии оценки эффективности работы ДОО с семьёй
7.1.
Изменение
характера
вопросов
родителей
(законных
представителей) воспитанников к воспитателям, заместителям заведующего,
заведующему ДОО, как показатель роста педагогических интересов, знаний о
воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.
7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями)
воспитанников мероприятий по педагогическому просвещению, стремление
родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей
(законных представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4. Проявление у родителей (законных представителей) осознанного
отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка,
анализу своих достижений и ошибок, использование родителями (законными
представителями) педагогической литературы, участие в клубах, объединениях,
семейных
конкурсах,
праздниках,
организуемых
в
дошкольном
образовательном учреждении.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и
воспитательной значимости их помощи ДОО в педагогической деятельности.
7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных
представителей) воспитанников о воспитании детей в дошкольном
образовательном учреждении.
7.7. Критерии анализа годового плана:
планирование задач на диагностической основе с учётом анализа
достижений и трудностей в работе с семьёй за прошлый год;
учет интересов и запросов родителей (законных представителей)
воспитанников при планировании содержания мероприятий;
разнообразие планируемых форм работы;
планирование
работы
по
повышению
профессиональной
компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьёй;
разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам
ДОУ в вопросах взаимодействия с семьёй (педагогические советы, семинары,
работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);
выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных
педагогов с семьями воспитанников; сайт этих положений h
выявление передового опыта семейного воспитания и распространение

его в дошкольном образовательном учреждении.
7.8. Критерии анализа комплексно – тематических планов воспитательно
- образовательной работы педагогов:
планирование содержания мероприятий на основе учета интересов,
нужд, потребностей родителей (законных представителей) воспитанников;
разнообразие планируемых форм работы с семьей.
7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания,
предложения со стороны родителей);
учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей)
воспитанников при организации последующих мероприятий в дошкольном
образовательном учреждении.
8. Контроль
8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из
звеньев по реализации основной образовательной программы дошкольного
образовательного учреждения.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия ДОО с семьями
воспитанников осуществляется заведующим и заместителями заведующего по
учебно-воспитательной работе дошкольного образовательного учреждения.
8.3. Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе в
рамках контроля имеет право:
посещать групповые родительские собрания с заблаговременным
информированием об этом воспитателя;
изменить планирование работы по взаимодействию с родителями
(законными
представителями)
воспитанников
по
производственной
необходимости;
привлекать родителей (законных представителей) воспитанников к
мероприятиям (выставкам, конкурсам и т.д.) в дошкольном образовательном
учреждении.
9. Документация
9.1. В каждой возрастной группе педагоги ведут «Дневник работы с
родителями» в котором отражены: содержание, организация и методы работы
по взаимодействию с семьями воспитанников.
9.2. В «Дневник работы с родителями» входят:
планы работы с родителями (законными представителями)
воспитанников по дошкольному образовательному учреждению на учебный
год;

протоколы групповых родительских собраний и др.
9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает
заслушивание отчёта о проделанной работе по взаимодействию с семьями и
перспективах дальнейшей деятельности.
9.4. Документация хранится в дошкольном образовательном
учреждении в течение 3 лет.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о взаимодействии ДОО с семьями
воспитанников является локальным нормативным актом, принимается на
Педагогическом совете ДОО, утверждается
приказом заведующего
дошкольным образовательным учреждением.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
10.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок.
Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.10.1 настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений
отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция
автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».