23.12.2021
Первые годы жизни
- начало формирования личности ребенка, многих её сторон и качеств. На протяжении всего раннего детства решающую
роль в развитии ребенка играют окружающие взрослые. Но вот малыш подрос, и его
приводят в детский сад. Естественно, родители волнуются, тревожатся о том,
будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он болеть, капризничать,
расстраиваться при расставании с близкими людьми, домом. Эти волнения
закономерны, так как поступление в детский сад - сложный период в жизни
маленького ребенка, своеобразный экзамен для его психики и здоровья.
Попадая в
незнакомую ситуацию, вынужденно вступая в общение с незнакомыми людьми, даже
взрослый человек будет чувствовать себя некомфортно. Какого же тогда приходится
двухлетним малышам?
На первых порах не привычен уклад жизни в
детском саду, иной режим дня, еда, отличающаяся от домашней, необходимость
соблюдения правил поведения, установленных в группе. На эти перемены в жизни
малыши отвечают реакцией осторожности или протеста, становятся робкими,
замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми и беспокойными.
Всякое изменение внешней среды ведет к
напряженной адаптации. Говоря о разных проявлениях напряжения, следует
учитывать ее тяжесть: легкую, средней тяжести, тяжелую.
При легкой
адаптации поведение ребенка нормализуется в течение 10-15 дней. Организм
ребенка справляется с возникшими трудностями без каких-либо отрицательных
последствий.
При адаптации
средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно, и
на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, ОРВИ,
которые завершаются через 7-10 дней без каких-либо осложнений.
Самой
нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка
нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев).
Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на
развитие детей.
В чем же лежит
причина тяжелой адаптации к условиям детского сада?
- Отсутствие в семье режима, совпадающего
с режимом детского сада.
- Наличие у ребенка своеобразных привычек.
- Неумение занять себя игрушкой.
- Несформированность элементарных
культурно-гигиенических навыков.
- Отсутствие опыта общения с незнакомыми
детьми и взрослыми.
В период адаптации
воспитатели ДОУ помогают сглаживать отрицательные эмоции детей с помощью
различных игр. Игры увлекают и отвлекают малышей от собственных переживаний,
учат ориентироваться в новой для себя ситуации. Во время игры дети учатся
навыкам самообслуживания, новым формам поведения, учатся быть самостоятельными.
Помогает снять
эмоциональное напряжение музыка. Не громкая, веселая, мелодичная песенка
вызывает улыбку у детей, они начинают под нее приплясывать. Песенки, потешки,
прибаутки помогают, успокаивают малыша во время утренней гимнастики, умывания,
кормления, одевания, укладывания спать.
Особое внимание в
период адаптации уделяется развитию мелкой моторики. Ежедневно проводится
пальчиковая гимнастика, игры с развивающими пособиями из разноцветного и яркого
фетра. Большой интерес у детей вызывают дидактическое панно, бизиборд и
«шнуровки».
Огромный интерес у
детей вызывает рисование нетрадиционными техниками. Каждая из нетрадиционных
методик и техник – это игра. Рисование необычными материалами в оригинальных
техниках позволяет ощутить детям незабываемые положительные эмоции, а также за
короткий срок получить желаемый результат. Учитывая возрастные особенности
детей раннего дошкольного возраста, используются особенные техники и приемы
нетрадиционного рисования такие, как «Рисование ладошкой, пальчиками»,
«Рисование ватными палочками», «Оттиск штампами», «Волшебный рисунок», «Печать
по трафарету», «Рисование методом «тычка».
Самочувствия
ребенка зависит от того, в какой мере сформированы у него необходимые
культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания. Нередко
дети, приходя в детский сад, не умеют есть самостоятельно, не просятся на
горшок, не умеют одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком. Работа по формированию
культурно-гигиенических навыков проводится во время различных режимных моментов
в течение всего учебного года. Малыши учатся заворачивать рукава, намыливать
руки, а затем пользоваться полотенцем.
Вытирать руки и лицо насухо и вешать полотенце на свой крючочек. И так
изо дня в день.
Таким образом,
сформированность умений и навыков самообслуживания обеспечивает ребенку
самостоятельность и, в какой-то степени, независимость от взрослого.
Первые признаки
того, что ребенок адаптировался:
- Хороший аппетит.
- Спокойный сон.
- Охотное общение
с другими детьми.
- Адекватная
реакция на любое предложение воспитателя.
- Нормальное
эмоциональное состояние.
Педагог-психолог
Пепелышева Т.А.
Воспитатель I
младшей группы№ 3 Константинова О.С.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.12.2021
Дата обновления: 24.12.2021
Дата публикации: 23.12.2021