Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу? Готов ли Ваш ребенок к обучению в школе?

04.03.2020

Согласитесь, чтобы положительно ответить на эти вопросы, необходимо быть уверенным, что Ваш ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе.

Итак, что же такое школьная зрелость (или, как еще говорят, психологическая готовность к школе)? Любой ли ребенок может пойти в школу и легко и успешно в ней учиться? Дело в том, что путь развития каждого ребенка очень индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками, привычками.

От того, как ребенок подготовлен к школе, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.

 Все дети, поступающие в 1 класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе. Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний. Таким образом, уровень физического развития и состояние здоровья ребенка составляют фундамент школьной деятельности.

        Личностная готовность

Из всех характеристик и особенностей личности ребенка можно выделить три основных параметра, сформированность которых наиболее важна для школьного обучения.

Это:

- умение строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми;

- умение общаться со сверстниками;

- отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.

 Хорошо известно, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны являются «индикатором» состояния ребенка, а с другой существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира. Для развития эмоциональной сферы ребенка в ДОУ проводятся такие мероприятия, как театрализованная деятельность, развивающие игры и упражнения. Дети знакомятся с нормами и правилами поведения, учатся выражать свое эмоциональное состояние различными способами: вербально, движениями, мимикой, в рисунке. Не только педагогам, но и родителям необходимо создавать условия для осознания ребенком своей уникальности и неповторимости, приобщать к языку чувств и эмоций, формировать уверенность в себе.

Почти все психологи, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют особое место произвольному поведению ученика.

          Анализируя необходимые предпосылки учебной деятельности, Д.Б. Эльконин и его сотрудники выделили следующие параметры:

умение детей

- сознательно подчинять свои действия правилу;

- ориентироваться на заданную систему требований;

- внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания,

   предлагаемые в устной форме;

- самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу.          В дошкольный период знания усваиваются детьми большей частью непроизвольно, занятия стояться в занимательной для ребенка форме, в привычных для него видах деятельности.

В школе овладение знаниями и умениями являются осознанной целью деятельности учащегося, достижение которой требует определенных усилий.

           Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

- положительных представлений о школе;

- желания учиться в школе, чтобы знать и уметь много нового;

- сформированной позиции школьника.

         Формирование мотивов, побуждающих к учению, - одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Для этого необходимо:

Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.Хочу такой сайт

В детском саду ребятам предлагаются развивающие игры типа «Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?» и др.

Организуются экскурсии в школу, знакомство с основными атрибутами школьной жизни.

В начале учебного года – в октябре, воспитанники подготовительных к школе групп посетили уроки в первых классах.

С декабря проводятся занятия с детьми в «школе будущего первоклассника».

Таким образом, у детей складывается первое впечатление о школьной жизни, а наша с вами задача – сделать так, чтобы это впечатление было положительным.

В весенние каникулы для детей подготовительных к школе групп будет организована экскурсия в школу, где с ними проведут уроки их будущие учителя. В свою очередь учителя, которые будут набирать первые классы, придут на занятия в д/с, и т.о. они уже заранее могут познакомиться со своими будущими учениками. Родители также могут приходить на занятия в  д/с, чтобы посмотреть, как их дети готовятся к школе, узнать в каких видах деятельности они успешны, а где может понадобиться родительская помощь.

С 2007 года в нашем ДОУ появилась очень интересная традиция. В весенние каникулы мы встречаем выпускников детского сада – первоклассников. Этот день дети и педагоги с нетерпением ждут, готовят интересные конкурсы, загадки на школьную тематику. Проводятся игры-соревнования между первоклассниками и воспитанниками подготовительных к школе групп. Заканчивается этот праздник чаепитием и пожеланиями. Эту традицию мы планируем продолжать, и поэтому, когда ваши дети станут первоклассниками, мы будем их с нетерпением ждать на вечере встречи выпускников д/с.

Таким образом, основная задача взрослого – показать ребенку, что очень    много неизвестного и интересного он может узнать в школе.

         Интеллектуальная готовность

Считается основной формой готовности к школе, играет весьма существенную роль.

Важно, чтобы ребенок мог некоторое время концентрироваться на какой-либо задаче и выполнять ее. Это не так-то просто. Ведь в большом классе постоянно происходят какие-либо отвлекающие события. Считается, что хорошая концентрация внимания развита у ребенка, если он может в течение 15-20 минут внимательно выполнять поставленную перед ним задачу, не утомляясь.

Кроме того, наряду со способностью внимательно слушать необходимо, чтобы ребенок запоминал услышанное и увиденное и хотя бы некоторое время удерживал это в памяти.

Дети с удовольствием занимаются тем, что им интересно. Поэтому, когда тема или задание, которое дает учитель, соответствует их склонностям, тому, что им нравится, проблем не возникает. Когда же им неинтересно, они часто просто ничего не делают, начинают заниматься своими делами, то есть перестают учиться. Школьное обучение всегда содержит такие моменты, когда детям приходится делать что-то, что им неинтересно и скучно, по крайней мере сначала. Предпосылкой того, что ребенок будет заниматься содержанием, которое для него поначалу чуждо, является общий интерес к учению, любопытство и любознательность по отношению к новому.

Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Развёрнутость ответа, способность аргументировать свое мнение являются важными критериями усвоения знаний.

К моменту поступления в школу ребенок должен легко объясняться предложениями, а не отдельными словами, и полностью усвоить грамматический строй языка – уметь ставить правильные падежи, число существительных, адекватно выбирать время глагола. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, то есть у него должен быть развит фонематический слух.

Моторная готовность к школе

          Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу - это развитие точных движений, или, как еще называют, «тонкой моторики».

         Формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму, является важной задачей подготовки ребенка к систематическому обучению в школе. Существует множество игр и упражнений по развитию тонкой моторики, которые могут проводиться дома: поделки из природных материалов, лепка из глины и пластилина, складывание мозаики, оригами. Если же Вы предвидите сложности из-за недостатка моторных навыков, займитесь этими увлекательными упражнениями.

         Развитость так называемой «крупной моторики», без которой ребенок не может прыгать через скакалку, играть в мяч, держать равновесие на перекладине, а также получать удовольствие от разных видов движения, также является важной составной частью готовности к школе.

        Конечно же, все родители, хотят, чтобы их дети в школе хорошо учились, не уставали, не болели, были всегда веселыми и жизнерадостными. Это возможно, если им немного помочь, подготовить к обучению в школе.

 

Пепелышева Т.А.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.03.2020

Дата обновления: 13.03.2020

Дата публикации: 04.03.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».