МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 17 «АЛЁНУШКА»
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБДОУ № 17
от «30» августа 2022 г.
Протокол № 1
Положение
об индивидуальном учёте результатов освоения воспитанниками
общеобразовательных программ дошкольного образования в муниципальном
бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 17
«Алёнушка»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 17
«Алёнушка» (далее Учреждение).
Положение регулирует порядок ведения индивидуального учёта
развития воспитанников в рамках освоения ими образовательной программы
дошкольного образования Учреждения, а также хранения в архиве
информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных,
носителях (согласно п3 ст.28 ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»)
Положение разработано на основании следующих нормативных
документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации№
273-ФЗ от 29.12.2012г.
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» № 1155 от 17.10. 2013 г.
Постановления Правительства РФ «Об осуществлении
мониторинга системы образования» № 662 от 05.08.2013г.
1.1. При реализации основной и адаптированной образовательных
программ может проводиться оценка индивидуального развития
воспитанников Учреждения.
Оценка индивидуального развития воспитанников проводится
педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики по учёту
индивидуального развития детей дошкольного возраста (далее –
педагогический мониторинг), который связан с оценкой эффективности
педагогических действий и их дальнейшего планирования.
1.2. Действие настоящего положения распространяется на участников
образовательного процесса, участвующих в реализации основных
образовательных программ Учреждения.
Положение отражает права, обязанности и ответственность
участников образовательного процесса в ходе проведения процедуры
педагогического мониторинга
1.3. Срок действия настоящего положения не ограничен, данное
положение действует до принятия нового.
2. Цели и задачи педагогического мониторинга
2.1. Педагогический мониторинг проводится в целях:
построение образовательной политики с учётом целей
дошкольного образования;
выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка,
разработка при необходимости индивидуальный маршрут
образовательной работы для максимального раскрытия детской
личности;
обеспечение вариативности разнообразия содержания программ
и организационных форм дошкольного образования;
развитие механизмов принятия обоснованных управленческих
решений на уровне Учреждения с целью повышения
эффективности педагогических действий.
2.2. Результаты проведения педагогического мониторинга могут
использоваться для решения следующих задач:
индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка,
построение
его
образовательной
траектории
или
профессиональной коррекции особенностей его развития)
оптимизации работы с группой детей;
обеспечение преемственности между дошкольным и начальным
общим образованием.
2.3. При необходимости используется специальная диагностика
развития детей с целью выявления и изучения форсированности
познавательной сферы и индивидуально-психологических особенностей
ребёнка. Данная диагностику проводит квалифицированный специалист ДОО
с письменного согласия родителей (законного представителя) и используется
для решения задач психологического характера и проведения
квалифицированной коррекции развития ребенка.
3.Организация проведения педагогического мониторинга
3.1. Педагогический мониторинг осуществляется в форме регулярных
наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни, в процессе
непосредственной образовательной деятельности, в ходе различных видов
детской деятельности:
- социально – коммуникативной;
- познавательной;
- речевой;
- художественно-эстетической;
- физической.
3.2. Система учёта результатов освоения Образовательных программ
ДОО базируется не на тестовом подходе (то есть определение у детей
различных недостатков в ходе решения специальных задач и выполнение
диагностических методик, готовых заданий), а на аутентичной оценке, которая
обладает рядом преимуществ:
строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не
результатах выполнения заданий;
информация фиксируется посредствам прямого наблюдения за
ребёнком;
результат наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых
ситуациях, в ходе режимных моментов, в НОД).
3.3. В случае, если тесты проводит педагог – психолог и другие
специалисты, то аутентичные оценки могут давать взрослые, которые
проводят с ребёнком много времени, хорошо знают его поведение.
3.4. Педагогический мониторинг образовательной деятельности и
детского развития в Учреждении осуществляется в течение времени
пребывания ребенка в Учреждении, исключая время, отведенное на сон.
3.5. Педагогический мониторинг образовательного процесса
осуществляется
через
педагогические
наблюдения,
организуемые
воспитателями всех возрастных групп 2 раза в год – в начале и в конце
учебного года (сентябрь, май).
3.6. Педагогический мониторинг детского развития включает в себя
оценку физического развития ребенка (проводит инструктор по физической
культуре); состояния его здоровья (проводит медицинский работник); анализ
развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и
регуляторных (проводит воспитатель).
3.5. Методологическая основа показателей индивидуального учета
результатов освоения воспитанниками образовательных программ:
используются направления образовательных областей, представленных в
Инновационной образовательной программе дошкольного образования «От
рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вараксы, Т.С. Комаровой,
Дорофеевой Э.М.
3.6. В ходе педагогического мониторинга учёт результатов освоения
программы осуществляется по соответствующим показателям во всех пяти
образовательных областях (социально – коммуникативной, познавательной,
речевой. художественно – эстетической, физической)
3.7. Используются следующие методы:
наблюдение (целенаправленное и систематическое изучение объекта);
анализ продуктов деятельности;
сравнительный анализ.
3.8. Выявленные показатели индивидуального развития каждого
ребёнка фиксируются педагогом в сводных листах и картах наблюдения
детского развития (приложение 1 к данному Положению).
3.9. Фиксация показателей выражается в словесной (опосредованной)
форме:
не сформирован;
находится в стадии становления;
сформирован.
3.10. Ведение карт наблюдения детского развития осуществляется
воспитателями группы на каждого воспитанника, начиная с раннего возраста
на бумажном носителе.
3.11. Результаты педагогического мониторинга предоставляются
воспитателями всех возрастных групп и специалистами Учреждения
заместителю заведующего по учебно-воспитательной работе. В конце года
проводится сравнительный анализ освоения воспитанниками основных
образовательных программ и на основе анализа определяются перспективы
деятельности Учреждения на следующий учебный год.
3.7.
Мониторинг
усвоения
детьми
программных
требований музыкального развития и физического развития осуществляется
музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре и
оценивается трехуровневой оценкой: высокий уровень усвоения, средний
уровень, низкий уровень.
4. Права участников образовательного процесса
4.1. Педагогический работник имеет право осуществлять оценку и учёт
индивидуального развития воспитанников в рамках педагогического
мониторинга, связанных с эффективностью педагогической деятельностью и
лежащих в основе их дальнейшего планирования.
4.2. Родители (законные представители) воспитанников имеют право
на ознакомление с содержанием образования, а также с индивидуальными
особенностями развития только своего ребёнка в рамках освоения им
образовательной программы дошкольного образования.
5. Обязанности участников образовательного процесса
5.1. Педагогические работники обязаны:
проводить учёт индивидуальных результатов освоения воспитанниками
образовательных программ дошкольного образования в соответствии с
настоящим Положением;
проводить педагогический мониторинг 2 раза в год (сентябрь и май)
вносить результаты в сводный лист и карты наблюдения детского
развития по каждой возрастной группе на начало и конец учебного года
обеспечить хранение результатов учёта педагогической диагностики.
обеспечивать право родителей (законных представителей) на
ознакомление с ходом и содержанием образовательной деятельности, а
также (в индивидуальном порядке) с результатами освоения ребёнком
образовательных программ;
ежегодно
представлять
анализ
индивидуального
развития
воспитанников на итоговом педагогическом совете Учреждения.
5.2. Заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе обязан:
организовать разъяснительную работу с педагогами по организации
педагогического мониторинга (в рамках педагогических совещаний,
педагогических часов, минисеминаров, консультаций и др. форм)
своевременно обеспечить наличие сводных листов и карт наблюдений
детского развития;
проводить общий анализ учёта результатов освоения воспитанниками
образовательных программ учреждения;
осуществлять контроль и методическую помощь в организации
педагогического мониторинга и оформлении документации.
6. Контроль
6.1. Контроль над проведением мониторинга образовательной
деятельности и детского развития осуществляет заведующий и заместители
заведующего по учебно-воспитательной работе:
проведение текущего контроля;
организацию тематического контроля;
проведение оперативного контроля;
посещение
непосредственно
образовательной
деятельности,
организацию режимных моментов и других видов деятельности;
проверка документации.
7. Отчетность
7.1. Воспитатели всех возрастных групп, специалисты и медицинский
работник /по согласованию/ Учреждения в конце года сдают результаты
проведенных педагогических наблюдений и диагностических материалов с
выводами заместителям заведующего по учебно-воспитательной работе,
которые осуществляют сравнительный анализ мониторинга, делают выводы,
определяют рекомендации стратегического плана и освещают данные на
итоговом педагогическом Совете Учреждения.
8. Документация
8.1. Результаты педагогического мониторинга уровня усвоения детьми
программных требований заносятся в специальную таблицу и хранятся в
каждой возрастной группе.
8.2. Обобщенные результаты педагогического мониторинга усвоения
детьми программных требований, уровня развития, коррекции и состояния
здоровья детей хранятся в методическом кабинете.